Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В целях реализации права каждого человека на образование в КГБПОУ ХГМК создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования инвалидами, обучающимися с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ.
Над созданием психолого-педагогических, материально-технических условий для комфортного обучения, социальной поддержки инвалидов и лиц с ОВЗ активно работают преподаватели колледжа, социальный педагог, педагог-психолог. Учитывая особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, сотрудники колледжа развивают у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формируют культуру здорового и безопасного образа жизни, активную гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира.
Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в соответствии с основными показателями
№ п/п |
Показатели условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в колледже |
1. |
Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
Количество обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в 2021—2022 учебном году — 15 человек. |
2. |
Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов |
Обучающимся колледжа при возникновении необходимости предоставляются специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы. |
3. |
Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования в случае необходимости могут быть предоставлены инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Индивидуальные особенности потенциальных студентов сотрудниками колледжа учитываются уже на стадии проведения вступительных испытаний: для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья вступительные испытания могут проводиться с использованием специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированными образовательными программами, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Реализация адаптированных образовательных программ в колледже осуществляется с использованием технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, а также с использованием специальных технических средств обучения. Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и лица с ОВЗ, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств, оргтехники, слайд-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями здоровья. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины преподавателями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, в том числе с использованием сети Интернет, а также с использованием элементов дистанционного обучения. Также для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в колледже имеются электронные учебники и УМК. Процедура проведения текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью может быть установлена с учетом их индивидуальных психофизических особенностей с использованием специальных технических средств обучения. |
4. |
Предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, специальных технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование |
В 2021—2022 учебном году в колледже отсутствуют обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, которым требуются специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование. В случае возникновения запроса специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование предоставляются. |
5. |
Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь |
В должностные инструкции всех работников включены пункты по оказанию помощи инвалидам в зависимости от нозологии. Социальный педагог — социально-педагогическое сопровождение семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью взаимодействие с ближайшим заинтересованным окружением, взаимодействие с общественными и социальными организациями, учреждениями образования, здравоохранения, культуры, с целью интеграции лиц с ОВЗ и инвалидностью в социум. Педагог – психолог осуществляет психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением и психологическое сопровождение образовательного процесса, социализацию и профессиональное самоопределение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Преподаватели — организация развивающей образовательной среды, выбор и использование методического и технического обеспечения образовательного процесса. Планирование образовательной деятельности с учетом нозологии, структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. |
6. |
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий |
Психолого-педагогическое сопровождение реализуется педагогом-психологом колледжа Бардиной Е.В. и социальным педагогом Шицыной С.П. Организация тренингов с лицами с ОВЗ и инвалидностью по следующим направлениям: — эффективная межличностная коммуникабельность студентов; — обучение навыкам самоконтроля; — развитие личностного самоконтроля с навыками противодействия давлению среды; — обучение эффективным формам поведения в стрессовых ситуациях; — формирование лидерского потенциала; — повышение самооценки личности лиц с ОВЗ; — групповая психотерапия лиц с ОВЗ. Организация психологической помощи: а) консультация лиц с ОВЗ и инвалидностью с психологическими проблемами; б) организация семинаров и бесед по алкогольной и наркотической зависимости. |
7. |
Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ Учебный корпус оснащен пандусом и специальными поручнями. Пути движения к месту оказания услуг удобны и доступны для категории инвалидов (ОДА, с нарушениями слуха и зрения). Зона оказания услуг (1 этаж) доступна для всех категорий инвалидов. Обеспечена доступность путей движения. Установлены информационно-тактильные знаки, схемы движения по объекту, информационная строка. Места в аудиториях 1 этажа созданы с учетом подъезда и разворота кресла-коляски. Имеется санитарно-гигиеническое инвалидов и ЛОВЗ. (В кабинете рядом с унитазом предусмотрено пространство не менее 0,75 м для размещения кресла-коляски, а; также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В кабине свободное пространство диаметром 1,4 м для разворота кресла-коляски. Двери открываются наружу). Здание оснащено противопожарной информационным табло, необходимыми табличками и указателями. |
8. |
Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается: возможность индивидуального сопровождения и консультирования студентов по организационным и учебным вопросам; работа с семьей студента; методическая работа с преподавателями; организация внеучебной (воспитательной) работы со студентами; оказание содействия студентам с ОВЗ в организации отдыха, трудоустройства и т.д. |
В колледже ведется работа по созданию толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Программа Хабаровского края «Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве».
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры
Для доступа к веб - форме необходимо зарегистрироваться.